***
шестой снегопад
в прокуренной кухоньке
пустое ведро
(В.Канин)
О чем эти стихи? Почему не третий, не десятый? Шесть снегопадов подряд за зиму,
а ведро всё пустое, и вот сидит некто и курит натощак – есть нечего?
Я прочел это хайку и первым делом припомнил два хайку классиков:
Прикрыты угли
золой. Домик же мой надежно
укутан снегом
(Ёса Бусон / пер.Т.Соколовой-Делюсиной.)
Варю картошку.
В безмолвном просторе вселенной
Ребенок плачет
(Кавахигаси Хэкигодо / пер. А.Долина)
В этих трёх примерах сходная архитектоника образа – три уровня мира: предмет
непосредственного внимания (угли – картошка – ведро), обстановка (домик –
околица – кухонька), фон (снегом покрытый мир – просто универсум – и вновь
снегопад явно вселенский). Понятно, о чем идет речь в каждом из этих примеров.
Картошка – это самый простой, самый домашний запах, это густое тепло пара,
поднимающееся над кастрюлей, которым хочется поделиться с каждым конкретным
ребёнком и всеми детьми во вселенной. В хайку Бусона мы тоже видим расширение от
малого – и все дальше в беспределье. Плюс соположение контрастных «снег-пепел».
И уют: угли догорают, посверкивая, дом как у Христа за пазухой в снегу… Уют – и
беспредельность, в которой даже снег – какой-то домашний.
В хайку Канина нет этого уюта и «самоценность малого» не гарантируется ничем.
Здесь микрокосм вписан в макрокосм не желанной гармонией, а отчетливой, хотя и
не объявленной во всеуслышание тревогой. И случайная (для меня как читателя)
цифра 6 – не занудная констатация дремлющего ума, но свидетельство хода мировых
часов, отмеченное этим природным явлением, снегом, – мгновение человеческой
событийности. Другими словами, «шестой», по-моему, оттесняет оппозицию уют-неуют,
настаивая лишь на внимании субъекта хайку к окружающему миру – в противовес
своему состоянию.
Ничего сверх сказанного я не вижу в этом хайку Канина. Но оно создает во мне
ощущение маленькой человеческой жизни, которая каким-то образом оказывается
соразмерна не только равновеликим человеку предметам (кухонька, ведро), но и
природным масштабам.
Это хайку вызвало споры при его оценке Редакцией, и, мне кажется, это
неслучайно. Возможно, оно слишком открыто разным восприятиям, разным
переживаниям, разным трактовкам. О чем оно – о трагедии, о пустоте, об
одиночестве?
…А в моей памяти кухонька эта воссоздает другую, не менее прокуренную – моего
странного и трудного друга Кристапа Капарса, молодого (так и оставшегося
молодым) человека и писателя из Риги… Такую прокуренную, что хоть топор вешай,
ну и шаром покати, и его непонятные, бредовые счеты с жизнью и смертью, и
приливы и отливы жизнелюбия, и его убийственный нонконформизм… И горы книг,
прочитанных им и исчёрканных и исписанных на полях неожиданными комментами,
книг, которые я не в силах был забрать с собой и которые буквально на следующий
день его полусумасшедший брат стал оттаскивать на помойку…
шестой снегопад
в прокуренной кухоньке
пустое ведро